Работа в системе LaTeX



         

Дополнительные возможности


Иногда бывает нужно нанести на псевдорисунок несколько регулярно расположенных объектов. В этом случае, вместо того чтобы много раз писать \put, удобно воспользоваться командой \multiput. Она располагает на псевдорисунке несколько одинаковых объектов на равных расстояниях. Синтаксис этой команды таков:

\multiput(x,y)(?x ?y){n}{объект}

Здесь

x
и
y
- координаты первого из размещаемых объектов (как и в обычной команде \put),
\Delta x
и
\Delta y
— расстояния, на которые каждый следующий объект будет сдвинут относительно предыдущего по горизонтали и вертикали,
n
— количество объектов, которые надо разместить, и, наконец, объект — это, как и у команды \put, описание того, что мы размещаем на рисунке. Пример:

\begin{picture}(100,80) \multiput(10,70)(8,-6){8}% {\circle*{3}} \end{picture}

\begin{picture}(100,80) \multiput(10,70)(8,-6){8}% {\circle*{3}} \end{picture}

Обратите внимание на использование знака процента для удаления нежелательного пробела, создаваемого концом строки. Вот еще один пример; здесь с помощью команды \multiput рисуется решеточка:

\begin{picture}(100,50) \multiput(0,0)(10,0){10}% {\line(1,5){10}} \multiput(0,0)(2,10){6}% {\line(1,0){90}} \end{picture}

\begin{picture}(100,50) \multiput(0,0)(10,0){10}% {\line(1,5){10}} \multiput(0,0)(2,10){6}% {\line(1,0){90}} \end{picture}

Использование команды \multiput так, как это было сделано в предыдущем примере, ведет к неоправданным затратам машинного времени. Например, каждый из наклонных отрезков собирается из маленьких символов, причем TeX'у приходится повторять эту скучную операцию 10 раз. Разумнее было бы собрать этот отрезок лишь единожды, а дальше его просто копировать. Это можно сделать с помощью "блоковых переменных". Мы расскажем об этом в лекции 8 .

Иногда, когда псевдорисунок достаточно сложен, удобно применить следующий прием: задать в качестве аргумента одной из команд \put целое окружение {picture}(точкой отсчета будет служить левый нижний угол). При этом вы сможете отсчитывать координаты объектов на " подрисунке" относительно самого подрисунка, а не внешнего рисунка, что часто бывает проще; кроме того, если понадобится сдвинуть этот "подрисунок" как единое целое, то для этого будет достаточно изменить аргументы в одной-единственной команде \put.


Содержание  Назад  Вперед