Работа в системе LaTeX

       

PostScript-шрифты.


В отличие от кириллических METAFONT-шрифтов, которые можно пересчитать по пальцам, PostScript-шрифты с русскими буквами существуют в изобилии. Некоторые из них распространяются западными производителями (скажем, той же фирмой Adobe), но подавляющее большинство сделано в России. Этим, в частности, много занималась фирма "Параграф" (впоследствии шрифтовое подразделение фирмы получило название Paratype).

В отличие от METAFONT-шрифтов, которые (как правило) являются свободно распространяемыми, PostScript-шрифты надо покупать и нельзя выкладывать на сервер вместе с TeX-системой. Формально говоря, это не запрещает распространять вспомогательные файлы, необходимые для их подключения к TeX, как это делалось в течение многих лет с английскими PostScript-шрифтами. В конце концов, наиболее законопослушные пользователи могут шрифтыкупить2), а менее законопослушные пойдут в ближайший ларек за " пиратским" компакт-диском. Но и в том, и в другом случае нет никаких гарантий, что удастся достать именно ту версию шрифта, что была у разработчика вспомогательных файлов — русские шрифты еще менее стандартны, чем английские, и не только формы букв, но и их размеры и кодировка могут различаться в разных версиях.

В случае латинских шрифтов ситуация сильно упростилась благодаря фирме URW, которая разрешила распространять бесплатно некоторые наиболее популярные шрифты вместе с системой Ghostscript. Именно эти шрифты и были использованы нами в приведенных выше примерах гарнитур . К сожалению, насколько известно автору, этому примеру никто из фирм-производителей кириллических шрифтов не последовал, и "белых" (с ясным происхождением и свободно распространяемых без ограничений на использование при подготовке печатных и электронных документов) качественных PostScript-шрифтов автору найти не удалось3) Но есть некоторые "серые" шрифты:

  • Давным-давно фирма Urbansoft распространяла версию системы Linux, которая называлась "Открытое ядро" (занимавшую тогда несколько дюжин пятидюймовых дискет).
    В ее состав входили некоторые PostScript-шрифты с русскими буквами (в том числе комплект шрифтов типа литературной гарнитуры), однако они не содержали внутри себя сведений о копирайте. Возможно, какие-то из этих шрифтов послужили исходным материалом для пакета PSCyr (см. следующий пункт).
  • В состав нескольких недавних версий Linux входит пакет PSCyr. Один из разработчиков этого пакета, Александр Лебедев, пишет (цитируется по версии 0.4c-patch2, взятой с сервера ftp.vsu.ru}): Первые шрифты в коллекцию русских шрифтов
    были собраны Сергеем Наумовым в 1995 г. В этих шрифтах отсутствовала информация об изготовителе, однако по некоторым признакам это были просканированные изображения широко распространенных русских типографских шрифтов... В 1997 г. коллекция была дополнена шрифтами .Arial.}, Courier и Times фирмы Monotype, построенными из шрифтов стандартной поставки Windows...

    Свободно распространяемый шрифт ERKurier
    был добавлен Константином Чумаченко в версии 0.2, а шрифт Academy (неизвестного происхождения) — им же в версии 0.3.}".

    Кроме того, говоря об изменениях в версии 0.3, Лебедев пишет:

    для легализации коллекции шрифтов добавлен файл LICENSE. В этом файле говорится:

    Permission is granted to use, copy, and freely redistribute the fonts from the PSCyr font collection in any media\ldots provided that
    1. any modification of\/ \upshape *.afm} and\/ \upshape *.pfb} files is forbidden. 2. the redistribution of the font(s) and the whole collection as separate computer file(s) should retain this license information\/ В самих шрифтах встречаются: Monotype Corporation, AG Fonts Collection, Andrejs Grinbergs, Gavin Helf, Ares Software.

    В файле README к версии 0.3 написано:

    The typefaces included in this package originally come from The Monotype Corporation plc. (with changes by Eugene V.Demidov), Gavin Helf (with changes by Andrey Chernov); Paratype, division of Paragraph International. As to my knowledge, these fonts are placed into public domain and can be freely redistributed. (AUTHOR: Konstantin Chumachenko)\/ Вопрос о том, насколько законно объявлять свободно распространяемыми шрифты неизвестного происхождения, не указывая никаких подтверждений того, что первоначальные разработчики поместили их в public domain, сложен, тем более что законы, касающиеся юридической защиты шрифтов, непросты для понимания и различны в разных странах.


    Мы условно относим эти шрифты к категории "серых", имея в виду лишь, что вопрос о законности их распространения кажется сложным. Впрочем, в условиях, когда на уличных лотках можно найти по бросовой цене базы данных государственных организаций и новейшие версии Windows, трудно представить себе, что именно эти шрифты станут темой юридических дебатов.

  • Наиболее понятна ситуация со шрифтами Литературной гарнитуры, разработанными фирмой Параграф (Paratype) по заказу Российского фонда фундаментальных исследований. (Заметим, что эта гарнитура отличается от других версий Литературной гарнитуры той же фирмы). По замыслу РФФИ, этот заказ должен был дать возможность готовить и распространять научные тексты, сверстанные в одной из наиболее распространенных традиционных гарнитур. К сожалению, прилагаемая к пакету лицензия не так проста для понимания. Там написано:

    In the following paragraphs ``fonts'' stands for Type 1 fonts together with metric files and also any conversions and renderings of them. You are allowed: to use fonts with any TeX distribution; to use fonts with any graphic editors for preparing pictures to be included with TeX documents; to use fonts with other programs (such as WWW browsers) for screening purpose only; to convert fonts into any format for above purposes; to include fonts into electronic documents (such as PDF); to distribute fonts together with RFBR TeX distribution Казалось, бы все возможные разумные использования тут предусмотрены и разрешены. Однако далее написано, что

    You are not allowed to use fonts for hardcopy making with any programs except TeX drivers\/, что, формально говоря, запрещает печать включающего эти шрифты файла (полученного с помощью системы TeX) с использованием (скажем) программ Adobe Acrobat} или Ghostscript. Еще написано, что нельзя distribute this fonts as an independent package (так в оригинале), причем что такое в точности RFBR TeX distribution, с которой распространять можно, и где ее взять, не вполне ясно.

    Можно надеяться, что это лишь нечеткость формулировки и что дух лицензии важнее ее буквы.

Говоря об отсутствии "белых" кириллических PostScript-шрифтов, следует внести уточнение. Существуют совершенно легальные свободно распространяемые PostScript-шрифты в пакете CM-Super (автор — Владимир Волович), полученные преобразованием свободно распространяемых METAFONT-шрифтов (включая LH-шрифты, шрифты Computer Modern и другие). Но с точки зрения расширения ассортимента шрифтов этот пакет не особенно полезен, поскольку все входящие в него шрифты есть и в METAFONT-формате. Польза от него в другом: с его помощью можно готовить в системе TeX PostScript- и PDF-файлы, в которых использованы только шрифты Type 1 (такие файлы лучше приспособлены к просмотру в программе Acrobat Reader} и к печати на принтерах с высоким разрешением).

Шрифты эти были получены так: сначала из METAFONT-текстов были получены матрицы высокого разрешения, а затем они преобразованы в формат Type 1 с помощью программ TeXtrace и Autotrace.


Содержание раздела